О развитии головного мозга детей

Головной мозг является основным органом центральной нервной системой и развивается по своим биологическим законом. Он работает без перерывов и отдыха, 24/7. Поэтому так важно уделять внимание его здоровью.

О развитии головного мозга детей мы поговорили с нейропсихологом отделения психолого-педагогической помощи НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Алёной Игоревной Тютюкиной.

В каком возрасте у ребенка может быть отмечена самая активная работа мозга?

На протяжении всего детского возраста мозг активно развивается. Наверное, здесь важнее сказать, в какие периоды отмечаются критические моменты, т.е. происходят скачки в развитии. Например, один из скачков в развитии происходит в возрасте 1,5-3-х лет, в этот период наиболее эффективно происходит усвоение речи, в жизни ребенка становится больше сложных движений и действий. Следующий скачок отмечается от 5,5 до 7,5-8 лет, когда возрастает произвольность. А к 9-11 годам совершенствуются связи между различными отделами мозга, что отражается на качественных изменениях таких функций, как восприятие, внимание, речь, письмо, зрительно-пространственные представления.

Родители могут заподозрить отклонения от возрастной нормы общего уровня развития мозга?

Родители и окружающие ребенка взрослые чаще всего первые, кто может отметить, так ли развивается ребенок в сравнении с детьми его возраста. Есть ли какие-нибудь задержки, отклонения или, наоборот, опережения, в развитии. Это может быть заметно в любом возрасте, но чаще всего отличия обнаруживаются, начиная с 3-х лет и больше проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Родители отмечают моторную неловкость, речевую задержку, поведенческие особенности (например, расторможенность, агрессивность), невнимательность, сложности выполнения заданий, выполняемых в детском саду, в школе.

С какими проблемами обращаются к детскому нейропсихологу?

Если мы говорим о нормально развивающихся детях, то к нейропсихологу чаще обращаются родители с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Когда начинается подготовка к школе или само обучение в начальных классах, и в это время становится понятно, что у ребенка есть трудности или могут быть трудности в дальнейшем с овладением школьной программы (трудности овладения чтением, письмом, математикой). Чаще родители приходят с такими жалобами как неусидчивость, невнимательность, рассеянность, повышенная утомляемость ребенка. Отмечают, что ребенок не может самостоятельно дома выполнять задания, необходим контроль со стороны родителя. В детскому саду или в школе учителя замечают, что ребенок часто отвлекается, «ворон считает». Также жалобы могут касаться мелкой моторики (праксиса), ребенок не желает рисовать, писать, вырезать. Часто родители отмечают сложности запоминания и передачи услышанного или прочитанного, нежелание читать, писать, заниматься математикой. Ребенку может быть сложно различать, запоминать, писать буквы, цифры, понимать фразы и предложения с предлогами и сложными оборотами.

Что можете пожелать нашим подписчикам во Всемирный день головного мозга?

Желаю, чтобы родители и дети могли доверять друг другу и поддерживать друг друга. Это так важно, когда родитель слышит ребенка, сочувствует его переживаниям и поддерживает его. А еще хвалит. Для детей это очень важно, когда родитель замечает старания ребенка и даже небольшие достижения.
  • +7 495 959-51-20 экстренная помощь
  • +7 495 633-58-00 справочная
  • г. Москва, Большая Полянка, 22
  • Ежедневно и круглосуточно
Записаться на прием
Telegram Vkontakte
Экстренная помощь круглосуточно
Справочная с 10:00 до 19:30
Травматологический пункт круглосуточно
Травмпункт №2 (Братиславская) г. Москва, ул. Братиславская 1
Записаться на прием